Кто такой дефектолог?
Зачем нужны занятия с дефектологом?
Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.
Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом, умственном, эмоциональном или психическом развитии.
Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Учитель - дефектолог должен стать для ребенка другом.
Цели, которые ставит перед собой учитель -дефектолог, подразделяются на коррекционные, обучающие и воспитательные. В первую очередь, это:
- - Коррекция дефектов развития ребенка;
- - Формирование желания учиться посредством мотивации.
- - Компенсация дефицита общих знаний, компенсация нарушений развития речевого аппарата, обучение грамоте, чтению, моделированию, игре.
Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:
- - Осуществляет диагностику детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
- - Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
- - Объединяет детей с идентичным психофизическим состоянием в группы.
- - Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.
- - Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов.
- - Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
- - Проводит консультации и беседы с родителями детей.
Функции педагога-дефектолога
- - Проводит обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.
- - Организует работу, направленную на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
- - Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
- - Развивает коммуникативные способности учащихся.
- - Проводит коррекцию эмоционально – поведенческого состояния ребенка.
Для компенсации в развитии школьников учитель – дефектолог делает упор – на чтение, письмо.
Для каждого отдельно взятого ребенка с особенностями в развитии составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
График работы учителя – дефектолога
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
8.00 – 17.00 индивидуальные и подгрупповые занятия |
8.00 -15.00 индивидуальные и подгрупповые занятия |
8.00 -15.00 индивидуальные и подгрупповые занятия |
8.00 – 17.00
индивидуальные и подгрупповые занятия |
|
15.00 -16.00 консультации родителей (законных представителей)
|
8.00 – 17.00 индивидуальные и подгрупповые занятия |
15.00 -16.00 консультации родителей (законных представителей)
|
Мифы о работе дефектолога
Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Задача дефектолога определить оптимальные пути коррекции обучения и воспитания особенного ребенка. Мотивировать его на движение в этом направлении. Обучить и мотивировать родителей соблюдению рекомендаций и созданию условий, определенных педагогом.
Миф 3. Дефектолог, каким-то образом вдруг и сразу разрешит все проблемы в развитии ребенка. Нужно понимать, что педагог даже при максимальной плотности занятий, проводит с ребенком не более 6% времени суток. Дефектолог не снимает с родителей проблемы с особенным ребенком. Он значительно облегчает решение этих проблем.
«Рекомендации учителя — дефектолога для родителей детей с ОВЗ»
В последние годы мы все чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в школе. А результаты официальной статистики показывают, что более одной трети детей имеют не проходящие трудности обучения. Это значит, что более одной трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но самая главная беда - наши дети остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь, поэтому и винят в основном школу и учителей.
Что же может сделать родитель, чтобы ситуация начала меняться:
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких, как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
- Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
- Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на одно-два слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов.
- Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что мальчик делает?» вместо «Мальчик играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?».
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность подумать, прежде чем говорить и отвечать на вопросы.
- Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т. д. А потом спросите: «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.
- Расскажите короткую историю. Затем помогите ребенку ее же рассказать вам или кому-нибудь еще. При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы.
- Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите пять-шесть слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите пять-шесть новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большую часть предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Если ребенок произносит предложение, содержащее только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.
- Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте – лучше учить ребенка, играя с ним.
- Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и комплексной помощи специалистов. Отсутствие одного из этих факторов значительно сужает перспективы развития ребенка.
- Научитесь терпению, понимая, что ваш ребенок особенный, обычные методы воспитания с понуканием, принуждением и нотациями вам точно не подойдут.
- Переключитесь на ребенка. Постоянно интересуйтесь в школе достижениями или проблемами ребенка.
- Старайтесь самостоятельно работать с ребенком по советам специалистов. Перестаньте его опекать, давайте самостоятельность, но под контролем, так как полная свобода действий тоже не решит проблему.
- Выполняйте с ребенком домашнее задание. Для этого нелишне будет напомнить, что сосредоточенность на материале на первых порах будет от 8 до 15 минут, после этого надо дать ребенку другой вид умственной деятельности, а через 30–40 минут сделать перерыв и позаниматься физическими упражнениями, прогуляться на свежем воздухе. Особое внимание следует уделять занятиям по развитию речи, тренировке памяти, внимания.
СДЕЛАЙТЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ.
Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игр.
"Волшебный мешочек". С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.
Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, малыш развивает тактильную чувствительность.
Аудиозаписи звуков окружающей среды. Запишите на диск различные бытовые шумы и звуки: звонок телефона, шум льющейся воды, гудок машины. Слушая их, ребенок будет запоминать звуки.
Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность, а так же кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).
"Пальчиковый" бассейн - пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.
Яркий пластиковый поднос и манка. Ребенок может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии, писать буквы и цифры.
"Шершавые" геометрические фигуры. Вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, такие фигуры помогут малышу запомнить их, "опираясь" на тактильную память.
Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии, буквы, цифры; проговаривайте: "Это дождь идет.. Это забор. А вот и дорожка. "
«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»
Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе.
Вот несколько упражнений:
- прокатывание карандаша между ладонями;
- растирать центр ладони концом карандаша;
- упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т. д., стараясь не уронить карандаш;
- удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т. д.);
- «пропеллер» – вращать карандаш между пальцами;
- слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;
- прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе;
- «пальчики шагают» – зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш.
«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКАМИ, ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ»
- Зажать шарик в правой (левой) руке, затем в двух руках и поворачивать в разных направлениях кисти рук.
- Зажать шарик между ладонями: сильно сдавливать шарик, затем расслаблять руки, не выпуская шарика.
- Взять шарик большим и указательным пальцами и сильно сжать его. Аналогично сжимать шар между другими пальцами.
- С силой сжимать в руке шар, который располагается в середине ладони.