Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Любанская средняя общеобразовательная школа
имени А.Н.Радищева»

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA — тест, оценивающий грамотность школьников и умение применять знания на практике.

PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование, – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».

Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО).

На сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/ размещен демонстрационный материал и банк заданий.

PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования. 

В Российской Федерации данное исследование легло в основу "Оценки по модели PISA", которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

Ключевые факты:  

  • В исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
  • Инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
  • Участники исследования выполняют задания на компьютере;
  • Все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
  • Исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
  • Региональные оценки по модели PISA проводятся в сентябре и октябре расчетного года.

Проект PISA для школ преследует две основные цели:

  • обеспечить возможность проведения исследования PISA для школ по требованию (то есть вне основного этапа проведения исследования PISA, которое имеет 3-летний цикл);  
  • развивать возможности для глобального коллегиального взаимного обмена опытом с целью улучшения результатов обучения.

Проект предусматривает оценивание на уровне школы для оперативного обсуждения знаний, умений, навыков и компетенций, которые актуальны в быстро меняющемся мире, а также дает учителям и школьным координаторам ценный межнациональный опыт того, как можно их развивать.

Проект PISA для школ направлен на:

  • Расширение прав и возможностей школьных координаторов и учителей путем предоставления анализа результатов обучающихся, основанного на фактических данных.
  • Измерение способности обучающихся использовать и творчески применять знания.
  • Предоставление важной информации об условиях обучения в школе путем сбора контекстных данных о социально-экономическом уровне обучающихся и мотивации к обучению посредством анкетирования обучающихся.
  • Помощь школам в измерении ключевых навыков 21-го века (например, совместное решение проблем) в дополнение к оцениванию читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
  • Содействие расширению возможностей для глобального взаимного обучения среди школьных координаторов, учителей и должностных лиц системы образования.

 

Основные сведения о международной программе PISA.

Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003),  в 2006 (PISA 2006) – 57, а в 2009 и 2012 годах - уже 65 стран (PISA 2009 и PISA 2012). Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем. 
Мониторинг оценки качества образования в школе осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР.

Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается  обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного среднего образования еще не так сильно различаются, как в старших классах. 

Мониторинг оценки качества образования: выборка

В мониторинге оценки качества образования принимают участие страны-участницы Организации Экономического Содействия и Развития, а также те страны, которые содействуют с ОЭСР. Количество таких стран каждый раз существенно увеличивается. Выборка учащихся каждой страны формируется на основе вероятностно-пропорционального метода. В каждой стране в мониторинге  оценки качества  образования принимают участие 2% от общего количества 15-летних граждан. Они представляют все типы образовательных учреждений, существующих в стране и именно в той пропорции, в которой они представлены в реальности.

Методология мониторинга качества образования в школе.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырем основным направлениям:

  • грамотность чтения,
  • математическая грамотность,
  • естественнонаучная грамотность
  • компетентность в решении проблем.

Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения  потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку. 

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. 

Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.  Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей. 

Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. 

Ключевые факты.

  • Инструментарий исследования PISA для школ включает в себя: тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
  • Участники исследования выполняют задания на компьютере;
  • Все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
  • Исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
  • Региональные оценки по модели PISA проводятся в сентябре и октябре расчетного года.

В основе тестов PISA лежит мнение международной группы экспертов о том, что мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать, например, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах или понять газетную статью о глобальном потеплении.

Обычно, задача PISA состоит из:

  • Текста или текстов, которые объединены общей темой (имеется название), снабжены рисунками, графиками, таблицами и т.д. Причем, как содержащими, так и не содержащими  полезную для успешного ответа на вопросы информацию;
  • Набора вопросов, отнесенных к теме, заданной информационным блоком.
  • Закодированной информацией для исследователя -  область, уровень сложности (определяется статистически).

 

Нормативные документы:

Приказ Министерства просвещения РФ от 6 мая 2019 года "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (скачать)