Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Любанская средняя общеобразовательная школа
имени А.Н.Радищева»

«Единственный путь, ведущий к знаниям- это деятельность»

 Бернард Шоу

 

Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.

Одним из методов реализации данного подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность в обновленном ФГОС занимает значимое место. Она выступает как:

  • одно из требований к метапредметным результатам;
  • составная часть требований к предметным результатам;
  • оцениваемая форма учебной деятельности;
  • основная форма учебной деятельности, развивающая УУД;
  • часть Программы формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике.

Что необходимо школьникам для успеха:

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения.
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.
  • Эффективно использовать знания реальной жизни.
  • Компьютерная грамотность.

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС:

  • формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):
  • организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных),
  • оценочных (личностных), коммуникативных.

Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Типология проектов:

По доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении. Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);
  • исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта - конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);
  • информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);
  • творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),
  • ролево-игровые (создание спектакля, сценария, игры);

По продолжительности:

  • мини-проекты (один урок), краткосрочные (несколько уроков),
  • средней продолжительности(от недели до года),
  • долгосрочные (годовые).

По количеству участников:

  • индивидуальные (личностные - проект, выполняемый одним учащимся),
  • парные (выполняется двумя учащимися),
  • групповые - проект, выполняемый группой (группами) учащихся.

По охвату предмет

  • монопроект (монопредметный, - проект по одному учебному предмету);
  • межпредметный проект - проект, объединяющий несколько предметных областей,
  • свободный - то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

По форме продукта (проектный продукт)

Проект - это пять «П»:

  • Проблема
  • Проектирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Они решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации.

Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания, умении пользоваться разными источниками информации, систематизировании полученной информации, умении выдвигать гипотезу и доказывать или опровергать её, развитии логического мышления.

Обучение в сотрудничестве является частью проектной деятельности. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы:

  • научно-исследовательский,
  • практический,
  • поисковый.

Работая над проектом, каждый ученик усваивает информацию на определенном уровне, учится слушать других членов группы и высказывать свое мнение, учится работать с научно-методической литературой. Каждый участник группы несет ответственность за другого члена, понимая, что невыполнение определенной задания может привлечь к разрыву цепочки проекта.

При выполнении проекта учащиеся могут и должны использовать компьютерно-информационные технологии. Применение современных технологий способствует активизации познавательного интереса учащегося, развитию их творческих способностей и стимуляции их умственной деятельности.

Участники проекта сами выстраивают процесс познания, учитель выступает в роли наставника-консультанта, развивая активность, инициативу и самостоятельность учащихся.

Результатом выполненного проекта должно стать решение поставленной задачи с осознанием её практической направленности.

Результаты проекта должны быть материальны - видеофильм, презентация, публикация, буклеты, газеты (в том числе в компьютерном варианте)

При использовании метода проекта ученик…

  • Определяет цель деятельности
  • Открывает новые знания
  • Экспериментирует
  • Выбирает пути решения
  • Активен
  • Субъект обучения
  • Несёт ответственность за свою деятельность

Учитель…

  • Помогает определять …
  • Рекомендует источники информации
  • Раскрывает возможные формы работы
  • Содействует прогнозированию результатов
  • Создаёт условия для активности школьника
  • Партнёр ученика
  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие критического мышления;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Николай Алексеевич Умов сказал, «всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.

Цель любого проекта - формирование универсальных учебных действий.

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Накопив опыт использования данного метода ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя.

По сути, весь труд учителя - это ежедневное проектирование.

Наша работа имеет конкретную цель. Мы ставим цели, задачи, ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично.

Так, план урока на современном языке часто звучит «проект урока»

 


Нормативные документы, регулирующие организацию проектной и исследовательской деятельности в школе

Федеральный уровень:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 в ред. в ред. Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645.

Школьный уровень:

Положение об организации проектной деятельности обучающихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Любанская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева" (открыть)


Школьное научное сообщество

Ежегодно весной, в конце апреля, в школе проходит научно-практическая конференция школьного научного общества «Бруно». Членами НО являются учащиеся 1-11 классов.

Научное общество осуществляет свою деятельность в следующих направлениях: естественно-научное, гуманитарное.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности.

Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

 


Работы учащихся 

 

В 2022-2023 учебном году в работе научно-практической конференции принимали участие три секции. Перед началом их работы состоялось торжественное открытие конференции.

В работе секции начальных классов  было представлено семь исследовательских работ. Победителем  стала: ученица 3 а класса Антонова Есения, руководитель — Ветковская М.Б. Наши юные участники узнали , как вырастить витамины на подоконнике, изготовить свечки, сделать краски в домашних условиях, приготовить кисель, когда появился первый флаг и скоростной поезд , как учились наши бабушки и дедушки.

На гуманитарной  секции было представлено восемь работ самой различной тематики. Победителем стала Волнянская  Дарья, ученица 9 Б класса, руководитель —Загайденко В.А. Традиционно учащиеся  представили  интересные работы краеведческой направленности под руководством педагога –библиотекаря  Ефремовой М.Е.Члены жюри отметили хорошие содержательные проекты, их высокой уровень выполнения и защиты.

На технической секции было представлено пять работ. Победителем стала ученица 7 б класса Лифенко Виктория, руководитель — Сизова С.В.. Поздравляем победителей! Благодарим всех участников конференции и их научных руководителей! Вперёд, к новым успехам и новым открытиям!

 

 Начальная школа

1. "Краски своими руками", проектно-исследовательская работа по изобразительному искусству, 1а класс, выполнили: Шевченков Егор, Хаустов Антон, Формина Алина, Макаров Влад,  научный руководитель: Спасская Ольга Андриановна, учитель начальных классов. (читать)

2. «Микрозелень-доступные витамины, выращенные на подоконнике», 3а классисследовательская работа по окружающему миру,  выполнила: Антонова Есения Викторовна, научный руководитель Ветковская Марина Борисовна учитель начальных классов. (читать)

 

Основная школа (5-9 классы)

1. «Пешком по улицам Любани», исследовательская работа по городу Любань, выполнила ученица 9б класса Кочнева Дарья, научный руководитель Ефремова М.Е. (читать)